Previous Entry Share Next Entry
Общественный транспорт. Европа vs. Владивосток.
artem_samsonov
Можно долго рассуждать каким должен быть общественный городской транспорт и снова и снова изобретать велосипед с квадратными колёсами, но лучше самому посмотреть, как обстоит это дело в развитых странах и сравнить с тем, что сейчас имеем мы. Так вот вначале марта мы с Анатолием Долгачёвым и Александром Самсоновым проехались по различным городам Европы и оценили работу тамошнего общественного транспорта. К общественному транспорту относятся трамвай, автобус, троллейбус, метро, городская электричка, речной трамвай. Все эти виды транспорта в разных вариациях присутствует в Европе, но самым популярным в городах, сравнимых по площади и населению с Владивостоком, там является уничтожаемый здесь трамвай. Причем популярен он в любых городах и в небольшом Пльзене и в миллионном Мюнхене и в равнинном Страсбурге и в не менее гористой, чем Владивосток, Праге.
ПР_Трамвай5
Вот такие гламурные трамваи ходят в Праге.

Трамваи в Европе ходят по обычным автомобильным дорогам иногда совместно с автомобилями иногда по выделенной полосе чаще в центре дороги.
По этой выделенной полосе также допускается движение автобусов.
ПЛ_автобус
Выделенная трамвайная полоса в Пльзене с движущимся по ней автобусом

В случае если дорога сужается, и возникает вероятность появления пробок, препятствующих движению трамвая, то движение автомобилей в этом месте не допускается. Благодаря этому трамвай не стоит в пробках и ходит по расписанию, что очень удобно.

Трамвай в Европе- это скоростной транспорт, иногда приходилось наблюдать как нашу машину, едущую в горку с максимально разрешённой скоростью 60 км/ч, легко обгоняет трамвай, идущий километров под 80. Водителей трамваев видать за превышение скорости не штрафуют.
Некоторые трамваи, как например вот этот Пражский, могут при необходимости опуститься и буквально лечь на дорогу, что бы в трамвай мог заехать инвалид колясочник или женщина с детской коляской.
ПР_Трамвай4


А в Страсбурге для удобства инвалидов просто приподняли трамвайные остановки, сделав из них подобие железнодорожных перронов.
Страсбург_остановка


В Чехии помимо суперсовременных всё ещё появляются трамваи старого образца:
Трамвай в Праге
ПР_Трамвай2

Трамвай в Пльзене
ПЛ_трамвай


Но внутри даже старый трамвай выглядит технологично. Если не обращать внимания на граффити, то есть и часы и табло индикатор остановки, сидения чистые и целые.
ПР_Трамвай3

Если в соседних чешских Праге и Пльзене трамваи разные, то в баварских Мюнхене и Нюрнберге ходят трамваи одной модели.
Трамвай в Мюнхене
М_трам1
М_трам2

Трамвай в Нюрнберге
Нюренберг_трамвай1
Нюренберг_трамвай2


В Страсбурге и Цюрихе трамваи так же имеют свой уникальный вид и, на мой взгляд, являются лицом города.

Трамвай в Цюрихе
Цюр_Трамвай2
Цюр_Трамвай1

Трамвай в Страсбурге
Страсбург_трамвай4
Страсбург_трамвай1
Страсбург_трамвай2

Во всех городах, которые мы посетили. А это Прага, Пльзень, Мюнхен, Цюрих, Страсбург и Нюрнберг общественный транспорт является муниципальным и везде схожий механизм оплаты проезда. Везде есть проездные билетики действительные определённое время. От кратковременных на 30 минут или на день, до проездных действительных вплоть до года. Так же существуют билеты на одну поездку, но они достаточно дороги. Самая дешёвая однократная поездка в Пльзене 13 рублей. Самая дорогая в Цюрихе 136 рублей. К слову сказать, Цюрих вообще самый дорогой из перечисленных городов. Мы же пользовались 24часовыми проездными, для туристов они наиболее удобны.
Билеты

Действует такой проездной на любом общественном транспорте в течение 24 часов. После покупки и перед использованием билет необходимо прокомпостировать, с момента компостирования и начинается отсчёт времени. Обычно компостеры стоят прямо в ОТ,
М_трам3

но бывает, что они есть только на улице, надо быть внимательными. Не прокомпостированный проездной считается недействительным, а за 5 дней билет у нас проверили дважды. Проверяется он вот таким устройством, которое считывает штрих-код.
Страсбург_трамвай3


В Праге суточный проездной стоит 176 рублей, в Пльзене 96 рублей, в Мюнхене есть возможность купить один билет на группу до пяти человек стоимостью 400 рублей, на троих человек это выгоднее, чем покупать каждому по суточному проездному за 220 рублей. В Цюрихе суточный проездной стоит 300 рублей если необходимо пользоваться транспортом между часом ночи и пятью утра, то необходимо доплатить ещё 175 рублей. В других городах ночной тариф входит в стоимость. В Страсбурге есть суточный трио, на группу до трёх человек стоимостью 210 рублей, суточный на одного человека стоит 150 рублей. На одну поездку билет стоит 56 рублей. При въезде в Страсбург нам встретились перехватывающие парковки.
Страсбург_парковка
Стоит такая парковка 128 рублей, дешевле, чем припарковать машину в центре и в эти 128 рублей входит билет «туда/обратно» стоимостью 108 рублей.
В Нюрнберге разовый билет стоит 100 рублей суточный 200 рублей.

Билеты можно купить примерно вот в таких автоматах, которые расположены на остановках или станциях метро.
Страсбург_1

Помимо купюр и монет автоматы принимают кредитные карты. Иногда разобраться с автоматами легко иногда сложно, в Цюрихе мы запутались с ночным тарифом и купили билеты на рецепции в гостинице. Но самый интересный механизм оплаты за проезд реализован в Чешком Пльзене, городе где варят знаменитое на весь мир пиво Пльзенский Праздрой или Пизнер Урквел. Так вот в Пльзене за проезд можно заплатить посредством СМС. За операцию правда берётся комиссия 4 кроны, наверное сотовой компанией. Как это точно работает мы разобраться не успели, но скорее всего после отправки СМС с кодовым словом на специальный номер у тебя со счёта списываются деньги, а тебе на телефон приходит подтверждающая СМС с зарезезрвированного номера и тебе достаточно всего лишь показать контроллеру эту СМС на экране своего телефона.

На первый взгляд конечно стоимость проезда на общественном транспорте в Европе не может не шокировать, нашего человека с ностальгией вспоминающего о 15 рублях. Но с другой стороны не всё так плохо. Жители города, которые регулярно пользуются общественным транспортом, имеют проездные, стоящие значительно дешевле. К примеру, в Праге суточный проездной стоит 176 рублей, достаточно серьёзная сумма, а проездной на один год обойдётся в 7 600 рублей. Или по 30 рублей за каждый рабочий день. При их средних зарплатах в 50 000 рублей отдать 30 рублей в день за поездку в удобном общественном транспорте не так сложно. Кроме того везде существуют проездные для учащихся и пенсионеров, которые стоят ещё в 2 раза дешевле, а средние пенсии там в 2 раза выше наших. А если учесть, что общественный транспорт ходит по расписанию и ночью, то даже такая вроде бы высокая цена не кажется заоблачной, тем более, что для малообеспеченных слоев населения на проезд в общественном транспорте действуют существенные скидки.

Трамвай ходит по расписанию, которое висит на остановке
Цюр_расписание

Очень часто висят электронные табло, которые показывают время до прибытия трамвая определённого номера. Такие табло повсеместно есть даже в захудалом Пльзене
ПЛ_Остановка1

Видно, что стоимость проезда везде отличается и в первую очередь стоимость зависит от страны, самая дорогая оказалась Швейцария, дешёвая Чехия. Во вторую очередь значение имеет размер города, что естественно ведь одно дело возить по двухсоттысячному Пльзеню и совсем другое по миллионной Праге. Однако стоит отметить, что Пльзень разделён на 2 зоны, вторая зона это пригород и с пригородом Пльзень территориально увеличивается почти до размеров Праги, соответственно дорожают и билеты всех видов, если они действуют на большую зону. Кроме Пльзеня на зоны поделён полуторамиллионный Мюнхен. Хочешь ездить только по центру, плати одну сумму, хочешь по всему городу, другую.
М_Карта
Плакат с зональным делением Мюнхена


Основной вывод: Общественный транспорт в Европе ходит по расписанию, зачастую быстрее личного, работает долго, обладает надёжностью: ему можно доверять и на него можно рассчитывать. Тогда и только тогда общественный транспорт в полной мере выполняет своё предназначение, завоёвывает популярность у среднего класса, вытесняет личный автотранспорт для целей ежедневного использования.

Некоторые общие выводы и наблюдения
1.Продаваемые билеты действуют на все виды городского транспорта. Водители в продаже билетов участия не принимают.
2.На всех видах городского транспорта имеется расписание, которое соблюдается. Как правило, существуют электронные табло, информирующие о времени приезда следующего транспортного средства.
3.Общественный транспорт ходит достаточно долго (допоздна), существуют и ночные рейсы, которые могут стоить дороже.
4.Стоимость проезда, как правило, зависит от расстояния. Существует городская «зональность» с точки зрения цены проезда. Наименьшая градация: «город» и «пригороды», но может быть и больше зон. Как правило, существуют льготные тарифы (скидка достигает 50%) для школьников, студентов, пенсионеров, безработных и т.п.
5.Продаваемые билеты бывают разовые (на одну поездку), а также разнообразные «проездные»: на 0,5 часа, 1.5 часа, сутки, 5 дней, месяц и т.п., обеспечивающие пассажирам возможность проехать по одному билету с пересадками.
6.Существует два вида контроля. Турникеты на входе (иногда и на выходе) и компостеры. В обоих случаях пассажир «активирует» билет при начале его использования.
7.Работают контролёры, которые заходят в общественный транспорт или стоят на выходе из него. Контролёры выписывают штрафы (а не «продают билеты»)
8.Большой популярностью и востребованностью в системе городского транспорта пользуется трамвай. Трамваи пользуются приоритетом, ходят часто, с большой скоростью, там где автотранспорт может помешать трамваю, трамвай идёт по выделенным путям (даже если это уменьшает рядность движения остального транспорта). Если трамвайные пути выделенные, но заасфальтированные, то по ним разрешено ходить автобусам.
9.Существуют городские электрички, даже там, где есть метро. Городская электричка в пределах города оплачивается по тем же тарифам и теми же билетами, что и остальной транспорт. Городские электрички ходят как под землёй, так и по земле.
10. Почти нигде нет троллейбусных линий. В городах из обзора троллейбус был обнаружен только в Пльзене.
ПЛ_Троллейбус


Общественный транспорт по параметрам цена/качество рассчитан на широкие категории населения, от самых богатых, до самых бедных. Например, часто можно наблюдать ситуацию, когда по центральной улице, заполненной дорогими магазинами, ходит трамвай и это единственный доступный вид транспорта. (Не только парковка, но и движение личного автотранспорта на таких улицах бывает запрещена.). Общественный транспорт имеет высокое качество и надёжность и выбирается средним классом как основное средство передвижения по городу.


С какими сложностями можно столкнуться во Владивостоке:
Первая и самая главная у нас законодательно запрещено штрафовать на месте, а это приводит к тому, что необходимо ставить турникеты и проверять билеты при посадке или высадке, а это создаёт, во-первых, неудобства, во-вторых, увеличиваются расходы на покупку оборудования.

Вторая сложность, это малое наличие у нас муниципального транспорта, что не позволяет в полной мере вводить единые проездные. Однако эта проблема решаема, если заключать договора с перевозчиками и платить им фиксировано за количество рейсов. В таком случае у независимых перевозчиков пропадёт необходимость выжидать на остановках, трамбовать пассажиров и устраивать гонки по улицам.

Третья, это уничтоженный трамвай, хотя с другой стороны, наверное, если выходить на европейский уровень, то трамвайный парк требует кардинального обновления и перезагрузки.

  • 1
У нас проблема №1 - это работа транспорта в вечернее время. Уже после 9 часов вечера не знаешь, стоит ли ждать того или иного автобуса. Причём 10 лет назад дела обстояли лучше. Помню, что и в 11 часов вечера уезжал с Молодёжной до Баляева. Проблемы начались где-то в 2004-2005 годах. В итоге получается, что на такси в месяц уходит больше денег, чем на ОТ. И ещё хорошо подумаешь, стоит ли вообще куда-то идти вечером.

Это одна из проблем нашего транспорта, наряду со стоянием на остановках и гонками.

Главное, что в вечернее и ночное время можно сделать движение по расписанию. Пусть даже раз в 1 час, но если автобус будет идти точно по графику люди будут им с удовольствием пользоваться. Да и цену на такие ночные рейсы можно сделать к примеру в 2 раза выше.

Сейчас де-факто даже в три раза выше, когда часов в 12 ночи на остановках дежурят частники без лицензий и берут по 50 рублей за место в машине. Правда, такое бывает не каждый день и только на некоторых остановках (например, на Баляева на остановке 16б такое есть/было). Для такого времени вполне нормальная цена. Но никаких гарантий, что в конкретный день машина будет.

И да, если гарантированно по графику, то даже за тройную цену в позднее время отлично было бы. Правда, графики должны быть согласованы. Чтобы не получалось такого, что добираешься до Баляева на автобусе одного маршрута, а потом ещё час ждёшь там другого.

Этим вопросом я то же занимался.

Ночью ходят слегка другие маршруты, их меньше, но их маршрут длиннее. Т.е. автобус может идти зигзагом, что бы захватить как можно больше остановок. Ночью пробок нет и по времени это быстро.

Разговаривал я с водителями, в принципе они были бы готовы работать в ночную смену, ведь это даже легче чем днём, нет таких пробок. И главное в ночном маршруте расписание и спрос обязательно будет. Зачем я буду вызывать такси из гостей если я буду знать, что выйдя в 1:15 на остановку я сяду в автобус и спокойно доеду на нём.

На каком основании и почему без общественного обсуждения в городе уничтожено трамвайное движение и вокзал прибрежных сообщений?

Edited at 2013-03-11 02:09 am (UTC)

А у нас власть не хочет считаться с гражданами. Поэтому у нас и гостиницу построили на корабельной набережной, хотя общество было против.

На счет троллейбусов. Сан-Франциско, в какой-то мере брат близнец нашего Владивостока, троллейбусы гоняют по сопкам без особых проблем. То ли они провода сильнее натягивают, то ли еще что, но на вид обычные троллейбусы, а носятся очень шустро (несмотря на сложный рельеф).

Еще важный фактор, мешающий развитию электротранспорта, пересекающегося с машинами -- это ДТП. У нас мало кто рискует разъехаться на месте. Ни о каких "обменялись страховками и телефонами и покатили дальше" речи не идет. А ДПС может прибывать часами. В итоге трамваи и тролейбусы частенько встревают всем парком там, где не могут объехать (особенно у трамвая проблемы по части объехать)).

Edited at 2013-03-11 11:43 am (UTC)

Я так понял, что там при столкновении с трамваем водитель останется виноват, поэтому они трамвая боятся как чёрт ладана. Они не в коем случае не припаркуются рядом, потому что водитель трамвая просто столкнёт машину с рельсов, а потом водитель ещё и за восстановление трамвая заплатит. В результате аварий с трамваями очень мало. И я это считаю правильно.

Таких тонкостей не знал, но машины у них определенно сильно пропускают трамваи и шарахаются от них. У нас, кстати, мы тоже должны пропускать трамвай почти всегда, и в других городах культура вождения куда больше отвечает этому пункту ПДД. В Бийске в том году рулил, и вел себя неадекватно:(, т.к. не понимал, что делать с трамваями и почему они такие наглые.

Про ДТП имел в виду, что машины часто врезаются на путях. Из-за двух поцарапанных бамперов все троллейбусы/трамваи могут стоять несколько часов в одной точке города.

Edited at 2013-03-11 12:08 pm (UTC)

В Чехии, как нам сказали, полиция приезжает через 3 минуты, а на место ДТП тем более. Инспектору же достаточно нарисовать положение машин мелом на асфальте и можно машины убирать

Когда займётесь митингами против МММ?

Пора уже

  • 1
?

Log in

No account? Create an account