Previous Entry Share Next Entry
Повышение налога на недвижимое имущество физических лиц.
artem_samsonov
Очень часто сейчас пишут про предстоящее повышение налога на имущество, но все равно до сих пор возникает множество вопросов - как будет повышен налог, когда, с чем это связано, что в итоге делать и кто виноват. Постараюсь подробно разложить эти вопросы по полочкам.

1. Сейчас, налог на имущество исчисляется исходя из так называемой инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость – это стоимость объекта, какая она была во времена «царя гороха», амортизированная и помноженная на инфляцию. Обычно раз в десять меньше рыночной. В зависимости от инвентаризационной стоимости действуют различные ставки налога до 300 тыс. – до 0.1%, от 300 до 500 тыс. – от 0.1% до 0.3%, свыше 500 тыс – от 0.3% до 2%. При этом у новостроев уже нет инвентаризационной стоимости, только кадастровая. Получается, владельцы совсем новых квартир сейчас совсем не платят налог на имущество.
2. Кадастровая стоимость – рассчитывается специальными оценщиками и в идеале должна равняться рыночной стоимости недвижимости. В реальности может отличаться от неё в 3 раза в каждую сторону, но обычно отличается не более чем на 30%.
3. Исчисление налога, исходя из кадастровой стоимости, введено Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, который внес соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Дату, начиная с которой налог на имущество будет исчисляться по-новому должны установить региональные парламенты у нас это Законодательное Собрание Приморского края. Но крайний срок 1 января 2020 года.
4. После принятия соответствующего закона ЗС ПК, базовая ставка налога, для жилых домов и квартир, в соответствии с Налоговым кодексом РФ будет установлена в размере 0.1%. Для коммерческой недвижимости или жилых помещений с кадастровой стоимостью более 300 млн. рублей. Базовая ставка устанавливается в размере 2%.
5. Размер налоговой ставки будет устанавливаться решением представительного органа власти, во Владивостоке это Дума города. Дума сможет либо уменьшить налоговую ставку, вплоть до нуля, либо увеличить её, но не более чем в три раза от базовой, т.е. не более чем до 0.3% или до 6% соответственно.
6. Налог на имущество будет равен (КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ - НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ) * НАЛОГОВАЯ СТАВКА
7. Налоговый вычет для квартиры определяется как кадастровая стоимость 20 квадратных метров этой квартиры. Т.е. НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ = КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ * (20 / ПЛОЩАДЬ КВАРТИРЫ).
8. Налоговый вычет в отношении жилых домов рассчитывается на 50 кв.м., а для комнаты на 10 кв.м.
9. Представительный орган муниципальной власти(Дума города) имеет право увеличивать налоговые вычеты.
10. Налог уплачивается один раз в год.
11. Налог целиком поступает в муниципальный бюджет.
12. После перехода на новую методику расчёта налог вырастет, его поступление в бюджет на увеличится в 6-8 раз, это официально озвученные цифры.
13. Порядок уплаты налога следующий: Если имущество в общей долевой собственности сумма налога, рассчитанная с учётом уменьшения, делится пропорционально долям. Если в совместной собственности, то делится поровну.
14. Определён список льготников. Тех, кто освобождается от уплаты налога на имущество – Пенсионеры, инвалиды 1,2 группы, чернобыльцы, военные. Но самое главное, от уплаты налога на недвижимость освобождаются участники не только Великой Отечественной, но и Гражданской войны! Странно, почему от налога на недвижимость не освобождены участники Куликовской битвы, а так же Северной, Семилетней, Турецкой, Кавказской, Отечественной 1812 года и Крымской войн, считаю, это несправедливо.
15. Налоговая льгота предоставляется только на один объект недвижимости каждого вида. Т.е. если у пенсионера или военного две квартиры, два гаража и дом, то налог он заплатит за один дом и один гараж. А по налогу на дом, другой гараж и другую квартиру он получит льготу.
16. В Налоговом кодексе чётко прописаны правила исчисления налога на имущество во время переходного периода, в первые четыре года после начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Порядок следующий - если N это разница между суммой налога исчисленной исходя из кадастровой стоимости и суммой налога исчисленного исходя из инвентаризационной стоимости, то в течение четырёх лет налог будет увеличиваться ежегодно на одну четвёртую от N.
17. Я не думаю, что в Администрации Приморского края работают глупые люди, которые не умеют читать законы, однако за те три с половиной года, как я депутат это уже не первый раз, когда депутатов, не подберу другого слова, обманывают. Конкретно сейчас представители администрации уверяют, что принимать закон надо прямо сейчас, что бы налог вырос не резко, а увеличивался постепенно, так как в 2020 году он должен уже считаться по-новому. Однако, на самом деле, не важно, с какого года начнёт применяться порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, хоть в 2015 году, хоть в 2020(максимально возможном), первые четыре года всё равно будет действовать переходный период.

Ниже я привожу аналитические таблицы сравнения расчётов налога на имущество по-старому и после принятия закона, которые депутатам предоставили на совещании 8 июня. По клику скан можно раскрыть.

Для Владивостока


Для районного центра (типа Спасск-Дальний)


Для отдалённого поселения (какая-нибудь Антоновка или Покровка)


Я остановлюсь на Владивостоке. Глядя на эту таблицу, сразу возникает две мысли: Первая -
Бюджет в очередной раз пытаются пополнить за счёт пусть не самых обездоленных, но далеко не самых богатых. Ведь максимальное увеличение налога, в 10 раз произойдёт для владельцев простых двух - трёх комнатных квартир в обычных домах, хрущёвках или панельках. А у тех, кто может позволить себе жить в коттеджах по 300 кв.м. налог даже сократится. Вторая – тот, кто составлял таблицы, считает, что депутаты – это как раз те, кто живёт в современных индивидуальных жилых домах (коттеджах) площадью 309.7 кв. метров. И он не придумал ничего лучше, как в качестве обоснования скорейшего принятия закона, показать, что именно для депутатов налог снизится.

Что думаю лично я по поводу данного налога. Налог на имущество нужен и он должен быть весомым, но он должен быть социально-справедливым. Налоговые сборы вырастут в 6-8 раз, это означает, что в среднем для граждан рост налога составит те же 6-8 раз. Однако не стоит применять риторику – А как же наши самые обездоленные пенсионеры. Пенсионеры освобождаются от уплаты налога на имущество. А взрослые, работающие люди, только за коммунальные услуги, отдающие в год более 50 000 рублей, вполне способны заплатить пару тысяч налога. На тот же преступный капитальный ремонт в год сейчас приходится отдавать в два раза больше. Однако основное бремя по росту этого налога не должны нести владельцы хрущёвок. Для них две тысячи рублей существенней, чем для хозяина 300 метрового коттеджа пятнадцать. Содержание современного коттеджа площадью 309.7 кв.м. с зарплатой прислуге (а хозяева явно сами такую площадь не убирают), отоплением, электричеством и текущим ремонтом обходится не менее полумиллиона рублей в год. При этом налог равен смешным 15 000 рублям, которые хозяин такого дома может запросто «затерять» в бардачке своего лексуса.

Правильно, что Налоговый кодекс учитывает права льготников, освобождает от налога определённые категории граждан. И правильно, что льгота распространяется только на один объект недвижимости. Но и пенсионер и инвалид и военный и даже ветеран Гражданской войны, не должны иметь тотальную льготу. Почему пенсионер Якунин должен быть освобождён от налога на шубохранилище? Надо установить пенсионеру увеличенный вычет, пусть даже в 100 кв.м., этого более чем достаточно, иначе при помощи родителей пенсионеров дети смогут уходить от налога. Военного же логично освобождать от налога только за квартиру, которую он получил от государства, а если ещё не получил, то того же вычета в 100 кв.м. вполне достаточно.
Так же в федеральном законе есть один, но очень существенный недостаток. Вычет предоставляется не на человека, а на объект недвижимости. В результате кто то имеет в собственности 30 гостинок, а налог не платит, так как они каждая менее 20 кв.м. А где-то многодетная семья(муж, жена, четверо детей) живёт в подходящей им по социальным нормам (18 кв.м. на человека) 4х комнатной квартире площадью 90 кв.м. и платит достаточно ощутимый налог более 5 тыс. рублей. Всё же вычет должен считаться от числа проживающих и только на одну квартиру, а на вторую, третью и так далее квартиры вычет распространяться не должен.

Полномочия по корректировке вычетов и ставок переданы представительным органам местной власти. Будь во Владивостоке Дума, принимающая законы в интересах большинства горожан, я бы не раздумывая проголосовал за определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости начиная с 2016 года. Ведь такая Дума своим решением, в рамках существующего закона, могла бы поднять вычет на квартиры до 40 кв.м. или даже 50 кв.м. (ведь по сути это ничто иное как социальная норма на семью), а налог до 0.3%. Тогда налог со средней хрущёвки останется в пределах тысячи рублей, с трёх комнатной панельки поднимется до двух-трёх тысяч рублей, а с коттеджа в 300 кв.м. налог составлял бы вполне подъёмные для его хозяина 45 000 рублей.

Однако к сожалению городская Дума у нас представляет интересы меньшей части горожан. И я очень боюсь, что вместо увеличения налогового вычета и сокращения налоговой нагрузки для бедных, будет снижена с 2% налоговая ставка на такие объекты как торговые центры и жилые объекты стоимостью более 300 млн. и в результате будет уменьшена налоговая нагрузка на богатых.

  • 1
Спасибо. Интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account