"Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах" (с)
artem_samsonov
Все помнят классику, и что для воплощения своей мечты Великому комбинатору требовалось 500 тыс. рублей. По иронии судьбы, когда мы с Олей планировали поездку в Бразилию мы копили тоже 500 тыс. рублей. И примерно в эту сумму поездка и обошлась.
Конечно сейчас население Рио не «1360 тысяч жителей...», как значилось когда-то в Малой Советской энциклопедии, а в 10 раз больше, белым штанам мулаты предпочитают шорты, глобализация сравняла цены на кофе и на улицах уже не играет чарльстон "У моей девочки есть одна маленькая штучка...". Однако самих девочек на улицах предостаточно, да и главные улицы действительно по богатству магазинов не уступают первым городам мира.

Добирались с женой до Рио Де Жанейро мы четверо суток. 9 часов до Москвы, 15 часов в столице, 13 часов до Гаваны, 17 часов на Кубе, 3 часа до Панамы, 12 часов в Панама-Сити, 7 часов до Сао-Паоло, 5 часов в аэропорту Гуарульюс, 1 час до Рио. Всего 82 часа из них 33 часа в воздухе, пять полётных сегментов, четыре пересадки и две ночёвки.

Когда планируете поездку, особенно с пересадками, обращайте пристальное внимание на аэропорты прилёта и вылета. Мы приземлились в аэропорту Галеан, который находится в центре современного Рио, Пляж Копакабана и старый центр находятся ближе к другому аэропорту Сантос-Дюмон. От Галеана до старого центра, где у нас была забронирована гостиница официальное аэропортовское такси стоит 100 реалов, мы сторговались с пришлым таксистом за 90, но прямо в здании аэропорта. Можно выйти на улицу, взять такси там и доехать до центра по счётчику, будет стоить около 60 реалов, но мы были слишком измотаны 82-х часовой поездкой, и на экономию у нас просто не осталось сил. Дорога до центра занимает пол часа, за это время я разминался с водителем общением по португальски, который я изучал в течение долгих перелётов.

Сразу в аэропорту мы покупали реалы по курсу 3.4 за доллар, а затем на Копакабане в обмениках за доллар давали уже по 4 реала. Вообще Бразилия страна нефтедобывающая и падение цены на нефть в 2015 году опустило её реал по отношению к доллару раза в полтора.

Так как наша цель была карнавал, гостиницу мы взяли возле самбадрома. Но теперь с учётом полученного опыта, я бы брал две разных гостиницы. Ту где жили мы на время карнавала, а на первые три дня, пока карнавала не было, я бы лучше снял номер на Копакабане. Действительно, с самбадрома, после карнавала, добираться до Копакабаны довольно затруднительно, ведь такси не хватает, метро забито, проще жить рядом и за пять минут дойти до своей гостиницы пешком. Однако всё время жить в старом центре надоедает. Весь его осмотреть можно за один день, а потом окружающий тебя раскалённый на 37 градусной жаре камень и асфальт, начинает напрягать, организм требует моря, а тратить время для поездок на пляж нерационально, проще выйти из гостиницы на пляже, взяв там бесплатный шезлонг, искупаться, выпить кайпиринью, пообедать в соседней шураскарии и спокойно вернуться в номер под прохладную защиту кондиционера.

Что посмотреть в Рио.

Конечно, есть знаменитые пляжи,

Копакабана

Ипанема

До пляжей мы добирались на метро. Для поездок в котором советую сразу взять в автомате многоразовую карточку и положить на неё денег. Потому что в билетные кассы бывают очереди минут на 15-20.

Отличительной особенностью пляжей я бы назвал скульптуры из песка, которые расположены вдоль променадов. Художники приходят ночью, создают эти чудеса, а потом пытаются заработать, беря по паре реалов за фотографирование на фоне чуда.

Жаль, что такие фигуры не вечны и на следующий день они уже выглядят очень устало

А в остальном ничего особенного. Толпы народа, по пляжу бродят продавцы шляп и сувениров

Постоянно стоит крик «Кайпиринья-Кайпиринья», «Агуа-Агуа», «Сервежа-Сервежа» или иногда «Сервеса-Сервеса».

Песок на пляжах очень горячий и мне понравилось, что в шлангах, которые ведут к душам, расположенным на пляже, понаделаны маленькие дырочки из которых бёт тоненькими фонтанчиками вода, создавая влажную тропинку, по которой можно пройти босиком не обжигая ступни.

Всегда думал, что бразильская опа, это то, что нам показывают по телевизору на карнавале. Оказалось бразильская опа – это нечто очень большое и часто рыхлое.

Но бразильянки этого не стесняются, они вполне гордятся своими опами.

Правда попадаются и более приличные экземпляры

И кстати не все стремятся ближе к морю, некоторые наоборот "загорают" в тенёчке под пальмами

Помимо пляжей в Рио есть две основные достопримечательности.
Сахарная голова – гладкая скала над морем высотой 400 метров,

на которую можно подняться в вагончике по канатной дороге. Точнее канатных дорог две вначале поднимаешься на промежуточную площадку на высоте метров 250, а потом уже на саму Сахарную голову.

Вот так выглядит вагончик изнутри

А это вид из его окна

Мы приехали покорять «голову» в обед. Вначале поднялись на самый верх, сфотографировались в облаках на фоне знаменитого «Христа спасителя», который отсюда выглядит маленьким крестиком на вершине горы.

Затем спустились на промежуточную станцию и провели там в своё удовольствие весь день. Там не так жарко как внизу, можно прогуляться в тени тропического леса

В тенёчке стоят шезлонги, на которых можно отдыхать, любуясь окрестностями.

В различных кафешках можно поесть мороженое, выпить пива или свежевыжатых соков. А можно зайти в пафосный ресторан и выпить по паре мохито или кайпириньи.

Вообще в Бразилии надо пить Кайпиринью, в Перу – Пискосур, на Кубе - Дайкири, а в Мексике - Маргариту. По сути всё это водка с лимонным соком и сиропом. Только в Кайпиринье вместо водки Кашаса, в Пискосуре – Писко, в Дайкири – Ром, а в Маргарите - Текила.

Прямо под сахарной головой от остального Рио с его «Генералами песчаных карьеров» отгородился такой вот небольшой микрорайон для состоятельных бразильцев.

В фильме «Рио я люблю тебя» избалованный американский актёр без всякой страховки забирается на саму «Сахарную голову», мне кажется для неподготовленного человека это нереально. Но каменный склон холма, на котором расположена промежуточная станция, располагает к тренировкам по скалолазанию.

Вечером тучи разошлись, и мы захотели опять подняться на самый верх.

Однако была одна проблема - Пропуском на канатную дорогу служит картонный билет со штрих кодом, продают их внизу стоит 66 реалов, а на промежуточной станции билеты не продают, а один подъём у нас уже был. Поэтому мы затёрли пальцами штрихкод, и когда вертушка отказалась нас пропускать мы показали испорченный билет кондуктору, сделали вид будто, это случайность, мол билет лежал вместе с ключами и повредился и нас пропустили. Позже мы встретили двух парней из Москвы. Они пытались подняться на самый верх ещё раз, но сканер выдал сигнал, что по этим билетам уже поднимались и их завернули.

К сожалению пока мы решались, пока портили билеты, пока поднимались, опять набежали тучи, и вид был довольно апокалиптичный

Вернувшись опять на промежуточный холм, мы сделали несколько фотографий на фоне уже ночного Рио

Здесь справа стоит Руслан, они с другом приехали на карнавал из Москвы и именно в этот момент мы подружились, не раз потом встречались в Рио, а затем пересеклись на водопадах Игуасу.

Руслан с Александром, как оказалось, тоже провели на горе почти пол дня и за это время даже слетали на вертолёте до статуи «Христа спасителя». Стоит это 10 минутное удовольствие 300 долларов. За 10 минут вертолёт долетает до статуи «Христа спасителя», облетает её и возвращается обратно.

Но наш скромный бюджет не позволял таких трат, поэтому смотреть на Христа мы отправились на следующий день как большинство обычных туристов.
Вообще есть два основных способа доставить своё тело на вершину семисотметровой горы Корковадо. На электропоезде с подножья горы за 71 реал или за 64 реала прямо с Копакабаны, где есть специальная автобусная станция. Удобно то, что на станции есть монитор, на котором можно посмотреть погоду на горе, так как чистое солнечное небо над Копакабаной, совершенно не означает, что Статуя не будет окутана облаками.
Мы поднимались на поезде и решили, что поступили правильно, так как последний автобус уезжает на час раньше поезда, и у вас нет возможности увидеть закат, и как Рио зажигает свои многочисленные огни.

Дорога на поезде занимает минут двадцать. Поднявшись наверх часов в 16, мы увидели толпы народа, которые заполнили всю площадку перед статуей, пытаясь сфотографироваться на её фоне.

У меня была кропнутая камера и объектив с фокусным расстоянием 10, поэтому Христос легко помещался в кадре целиком. Но так как площадка перед статуей маленькая, меньше чем 40 метровая статуя, то что бы уместить её в кадр объектива со стандартным фокусным, многие просто ложились на разогретые солнцем плиты.

Ложатся и мальчики, но почему то снимать фотографировать девочек мне понравилось больше

Мы, что бы не толкаться, прогулялись вокруг.

Кстати в сети очень много фотографий Христа спасителя, но не в этом ракурсе

Места на Корковадо гораздо меньше, чем на Сахарной голове и полдня там не проведёшь. Но есть пара ресторанчиков

В которых можно выпить пренепременную кайпиринью.

Тенистые аллейки.

Барельефы "отцов основателей" монумента

А красивые виды окружают Христа со всех сторон.

Через полтора часа народ стал потихоньку уезжать, появились "экстремалы", которые поднимались на статую пешком

Стало темнеть

И мы вернулись на площадку к Христу

На фоне заходящего солнца туристы делали последние фото

Понтовались в танцах

И бежали в последний автобус. В конце концов, последние 20 минут до отхода поезда нас осталось только четверо. Я с женой и два паренька из Америки. И наконец-то удалось в спокойной обстановке сделать несколько размеренных фотографий

Включилась подсветка,

и нас попросили пройти на последний поезд, который шёл уже полупустой.

Кстати совет – Не надо бояться, что поезд уйдёт без вас. Как я писал выше мы добрых 20 минут находились возле памятника вчетвером плюс уборщики. Наслаждались видами, фотографировали, просто радовались свободе. А в это время туристы сидели внизу на жёстких скамейках и недоумённо ждали этого последнего поезда, который заодно увозит весь обслуживающий персонал.

Перед уходом я сделал снимок вечернего Рио. Вдалеке виднеется тонкая песчаная полоска Ипанемы.

Кроме Пляжей, Христа и Сахарной головы в Рио есть множество более мелких достопримечательностей, большинство из которых находятся в центре, в шаговой доступности от нашей гостиницы.

Это Акведук Кариока, построенный в 18 веке что бы доставлять воду из реки Кариока.

Лесница Селарона — творение чилийского скульптора Хорхе Селарона, жившего рядом и непрерывно обновлявшего лестницу к монастырю Святой Терезы.

Ступени лестницы украшены изразцами и цветной плиткой из антикварных лавок района,

а также привезенных художнику туристами практически со всех стран мира, в том числе из России.

Или Казахстана

Кафедральный Собор святого Себастьяна – редкая постройка такого назначения в стиле модернизм.
Вид снаружи

Внутри

Конечно, стоит рассказать о бразильцах. Бразилия – самая большая страна Латинской Америки. С 200 миллионным населением она пятая по площади и пятая по населению в мире. Это бывшая португальская колония, поэтому язык общения там португальский, который благодаря Бразилии находится на шестом месте в мире по количеству носителей, обгоняя по этому показанию Россию. Как-то у нас принято считать Бразилию не самой развитой страной, однако Бразилия устойчиво по всем рейтингам занимала седьмое место в мире по ВВП, после США, Китая, Японии, Германии, Англии и Франции. Для сравнения Россия по этому показателю занимала десятое место, пропустив вперёд ещё Индию и Италию. При этом среди развитых стран Бразилия является страной с самым большим расслоением общества. Нищета и безграмотность там граничит с богатством и образованностью. Богатые посещают престижные школы и университеты, а бедные проходят школу жизни на улицах. Богатые там отгородились стеной от бедных, а бедные сгруппировались в своеобразные гетто, под названием Фавелы.

Фавелы расположены на крутых склонах гор, там невозможно проехать на автомобиле, да обитателям фавел роскошь в виде автомобиля и не доступна.

Дети, родившиеся в фавелах, не ходят в детские сад , школы и институты, образование они получают на улицах, с пяти лет занимаясь торговлей наркотиками, воровством и грабежами. Именно поэтому в Бразилии и в частности Рио, самый высокий уровень преступности в мире. И несмотря на то, что в этом году в Рио пройдёт олимпиада 2016, на наших глазах прямо в центре Копакабаны, маленький мулат на велосипеде, сорвал с девушки цепочку и скрылся. Правительство тратит миллиарды на содержание полиции, устраивает регулярно рейды по Фавелам, но ситуация не меняется и не поменяется до тех пор пока правительство не найдёт способ поднять благосостояние бедных, найти средства на образование и медицинскую помощь для их детей и обеспечит работой или социальными пособиями взрослых.

Вот типичный бразильский наркоман

А это уже мальчик, который сам нашёл способ немного, но зарабатывать.

Вот взрослые бразильцы, чинно читающие в парке газету

А это милые мулатки, скромно, а может и нет улыбающиеся фотоаппарату

Если отбросить преступность, то Бразильцы очень жизнерадостные люди. Вот они жарят рыбу.

А вот и рыба.

Обратите внимание на жест – Большой палец вверх. Бразильцы его показывают по поводу и без повода. Официант в ресторане  в каждый свой подход не преминёт показать большой палец, большой палец они показывают когда сфотографировались и когда ты у них что-то купил и даже когда не купил, а просто улыбнулся, и даже когда они всего лишь проезжют мимо тебя на мусоровозке.

Конечно, зачастую таким жестом бразильцы компенсируют ограниченность в общении. Бразилия находится в окружении испаноговорящих стран, 90% их туристов испаноговорящие, 90% бизнеспартнёров опять же испаноговорящие. Сами они в 90% случаев путешествуют по странам где говорят по испански. Как следствие в школе второй язык они изучают испанский, а английский уже как третий. В итоге встретить бразильца понимающего по английски почти такая же редкость, как встретить русского понимающего по испански. Языковой барьер надо учитывать при поездке в Бразилию. Я полгода до поездки прилежно изучал испанский и хочу сказать - иногда это мне помогало.

Отдельных слов заслуживает карнавал в Рио. Стоимость билета зависит от дня и места и состовляет от 30 до 3000 долларов. Хотя есть и бесплатные места, с которых правда ничего не видно. Билет вешается на шею и ты можешь спокойно выходить с трибуны и возвращаться.

На карнавале нет запрета на спиртные напитки, пиво разносят прямо по рядам, а наиболее продуманные приносят пиво или что покрепче с собой, погрузив всё в мешки со льдом.
На каждый карнавал избирается король, вот этот хомячок в окружении трёх нимф, был назначен королём карнавала 2016.

Мы очень удачно посмотрели карнавал и с самого первого ряда,

Где танцуют прямо перед тобой и танцоров можно потрогать, буквально протяни руку

В другой день мы посмотрели карнавал с трибун, из самой гущи неистовых зрителей, откуда видны целиком грандиозные карнавальные платформы

Более подробно про впечатления от карнавала можно прочитать у меня здесь

После ночи проведённой на самбадроме, народ спит до обеда, а потом начинается туса. Город просто переполнен толпами ряженых бразильцев.

Мужики в платьях

Девочки в клоунских пачках

Или в полицейской форме

Опять мужик в платье

И опять полицейская форма

Короткие юбочки и тесные маечки , натянутые на широкие мужские торсы

Розовые ушки в стиле Бакса Бани.

И чёрные ушки в стиле плэй бой.

Короны

Опять ушки

И даже памперсы с чепчиками и слюнявчиками

Опять клоуны

Сэлфи-языки

И конечно сбежавшие невесты, которых ну очень много

Можно слегка прикинуться кошечкой

А можно совсем по простому, нацепить на мужскую грудь лифчик и считать, что ты в карнавальном костюме.

Что бы хоть немного передать кураж я записал на телефон немного видео

Немного о еде. Самая традиционная еда в Бразилии – это мясо с гарниром из смеси вареного риса и фасоли. Традиционный Бразильский ресторан Шураскария

Здесь платишь за вход, и тебе носят бесконечное жареное мясо. Но вот за воду или вино нужно платить отдельно. Ресторан на фото довольно дорогой, находится прямо напротив знаменитого стадиона Маракана. Вход стоит 100 реалов. Ещё мы были в шураскарии на Копакабане, там цена 70 реалов, но и народу было полно.

Подешевле можно поесть в простом ресторанчике. Вот такое блюдо, жареного мяса, рис, фасоль(не влезла на фото) и оыощи стоит 40 реалов - $10. Эта порция на двоих, но мы её не доели.

Вообще Бразилия самая дорогая страна в Латинской Америке. Вот немного ценников из магазина.

И вот такие достаточно высокие цены лишний раз провоцируют обитателей фавел на преступления.

Помимо Бразилии почти за месяц мы посетили:
Панаму (отчёт будет чуть позже)
Парагвай
Перу - Куско и Мачу-Пийчу
Аргентину (отчёт будет чуть позже)
Чили (отчёт будет чуть позже)
Кубу

И вот из чего сложилась стоимость поездки:
Билеты на самолёт:
Владивосток - Москва в обе стороны – 20 000
Москва – Гавана в обе стороны – 40 000
Гавана – Сао Паоло в обе стороны – 40 000
Сао Паоло – Рио - 2 000
Рио – Игуасу – 6 000
Игуасу - Буэнос Айрес – 8 000
Буэнос Айрес – Сантьяго – Лима – Сао Паоло – 30 000
Лима – Куско – 7 000 в обе стороны.
Итого 153 000 на одного или 306 000 на двоих.
Жили в гостиницах или апартаментах стоимостью до 3 000 руб. в сутки.
Всего на гостиницы 42 000
На Кубе за гостиницу всё включено ещё 40 000 на двоих.
И почти 200 000 на питание и экскурсии.